Main » 2013»Бэс ыйа»26 » Недопустимые доказательства.использование технических средств, которые ограничивают конституционные права человека, в том числе право на тай
Недопустимые доказательства.использование технических средств, которые ограничивают конституционные права человека, в том числе право на тай
22:23
«У ФСБ есть святое слово «секретность», - адвокат Ракитина
26/06 21:11Текст: Екатерина Чемезова Якутия.26 июня. NVpress - В нашумевшем деле Ракитина появился новый оборот: рушится доказательная база, собранная сотрудниками УФСБ Якутии и Следственного комитета республики. Сегодня судья якутского горсуда Татьяна Егорова окончательно признала недопустимыми доказательства, добытые силовиками. Недопустимые доказательства Сегодня корреспондент News.ykt.ru Спиридон Татаринов сообщал, что суд признал недопустимыми добытые доказательства. Так, в постановлении суда от 25 июня 2013 года указано, что старший оперуполномоченный УФСБ РФ по РС(Я) Алексей Никитин и следователь по особо важным делам СУ СК РФ по РС(Я) Алексей Слепцов не смогли объяснить суду, оригиналы или копии звукозаписей переговоров Ракитина и Стручковой представлены на DVD-дисках. Кроме того, в представленных суду результатах оперативно-розыскной деятельности отсутствует информация о технических условиях звукозаписи, об аппаратуре, на которой производилась звукозапись, нет описания носителя фонограммы-оригинала с указанием его индивидуальных признаков.
Два DVD-диска со звукозаписями поступили в суд в опечатанном виде в бумажных конвертах. На конвертах имеются подписи понятых и следователя. Однако при вскрытии конвертов обнаружено несоответствие надписей на дисках сведениям, изложенным в протоколе осмотра и прослушивания фонограмм.
По сообщению врио начальника УФСБ РФ по РС(Я) П. Д. Мухина, оперативно-розыскные мероприятия "оперативный эксперимент", "наблюдение" и "прослушивание телефонных переговоров" в отношении В. В. Ракитина, вымогающего взятку у А. Д. Стручковой, были проведены с разрешения председателя Верховного суда РС(Я).
Однако из постановления председателя Верховного суда РС(Я) от 10 июля 2012 года видно, что разрешение на прослушивание телефонных переговоров было дано по другому поводу - для проверки информации о том, что В. В. Ракитин осведомлён о противоправных действиях министра ЖКХ и энергетики РС(Я) А. А. Антоненко и планирует через свои связи воспрепятствовать осуществлению правосудия.
Таким образом, использование технических средств, которые ограничивают конституционные права человека, в том числе право на тайну телефонных переговоров, было произведено без обязательного разрешения суда.
Адвокат: «Вы запачкались»
После 14 часов помощник прокурора г. Якутска Евгений Костин подал ходатайство о признании допустимыми: акта о проведении оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент», акта о передаче денежных средств и ксерокопии банковских билетов. В свою очередь адвокат подсудимого Геннадий Хуморов возразил, сказав: «Если вы запачкались в одном месте, значит, в остальном все стерильно?! Так не бывает! Получается, что вы что-то признаете, а что-то нет?!» Он сообщил, что силовики вышли за всякие рамки и рубежи при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, Хуморов сообщил корреспонденту NVpress.ru, что он пытался истребовать техническое средство, которое было использовано во время ОРМ. Однако в УФСБ Якутии ему было отказано, сославшись на «секретность». «Святое слово у ФСБ «секретность», - парировал адвокат.
Судья Егорова, удалившись в совещательную комнату больше, чем на час, в итоге вынесла повторное постановление о признании недопустимыми доказательствами результаты оперативно-розыскной деятельности, а также результаты проведения оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент».
Получается, что в этом нашумевшем уголовном деле проявляется полная некомпетентность следствия, допустившая грубейшие процессуальные нарушения, что и стало козырем адвоката Хуморова. Учитывая неожиданные сложившиеся обстоятельства, теперь обвинение не может строиться исключительно на показаниях Стручковой и Кырджагасова, потому как они – заинтересованные лица. Осмелимся предположить, что скандальное уголовное дело может развалиться по причине: отсутствие события преступления.
Протокол допроса – на экспертизу
Кроме того, сегодня на суде было решено направить протокол допроса Ракитина на судебную экспертизу. Выяснилось, что в предложении, начинавшееся со слов «Ракитин мог…», закралась ошибка. Так, следователь Слепцов выделил жирным шрифтом слово «мог». Суд посчитал, что следователь написал слово «мог» поверх другого, причем, в протоколе не было указано: «исправлению верить». И для того, чтобы разобраться в этом исправлении, суд направил протокол допроса подсудимого в Хабаровск на судебную экспертизу.
«Сначала все были орлами!»
Во время того, когда судья удалилась в совещательную комнату, адвокат сообщил журналистам, какие недобросовестные методы использовались силовиками. По его словам, оперативник УФСБ Якутии Никитин дважды без постановления следователя приходил к Ракитину в СИЗО. «Ранее на суде Никитин был допрошен. Я у него спрашивал, где постановление следователя, - не было. Задал вопрос, где протокол допроса Ракитина. Опять нет! Так, зачем приходил сотрудник ФСБ в СИЗО? Он его запугивал! Они привыкли, что все двери открываются перед ними. Сначала все ходили орлами, пальцы гнули, а сейчас... Унизили, оскорбили, уволили человека…»
Судебное следствие подходит к своему логическому завершению. Предварительная дата очередного слушания – 29 июля.